01.05   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Posel Smrti / Black Mirror
(Чёрное зеркало) (.PC)
Unknown Identity / Future Games, 2002
Crazy House / Акелла, 2004

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Lonesome.

Очаровательный фатализм

     Ночь. Небо застлано рваными облаками, из нависшей над поместьем тучи льёт, как из прохудившейся небесной чашки. Пора появиться сатане...

     В самом начале 80-х в старинное английское поместье приезжает давным-давно покинувший это унылое место аристократ по крови Сэмюэль Гордон. Одна единственная причина могла и заставила его приехать - смерть горячо любимого дяди Уильяма. И он не может принять, что семидестилетний старик по доброй воле выпрыгнул из окна своей башни, чтобы принять ужасную смерть на прутьях ржавой решётки. Знал бы ты, Сэм, к чему приведёт твоя недоверчивость...
     С самого начала игра очень спокойна, она пугает и волнует сдержанно, без воплей "ой, смотрите, кровь!". Всё происходит как-то само собой. Например, Сэмюэль безумно горюет о смерти своей сестры Кэтрин, которая много лет назад погибла в огне. По неизвестной нам причине он винит в этом себя, и, когда он попадает в разрушенное пожаром старое крыло дома, его боль только усиливается. Сколько ни старались, эту часть дома так и не удалось восстановить... И как только он входит туда, дрожь пробирает, хотя нет там совсем ничего страшного! Тем не менее, от этого места веет чем-то таким, что свойственно всем заброшенным домам, и я это чувствую, как будто сам ступаю по ненадёжному полу и вдыхаю это вековое одиночество каждого кирпича...
     Действие развивается как в настоящем фильме ужасов, но без кровавых сцен и улепётывания от маньяка. Здесь решает неизвестность и общая атмосфера вокруг происходящих событий. Но даже когда наконец становится ясно, кто же злодей, напряжение только усиливается (хотя все ещё полчаса назад догадались). Кто же в этом повинен? Неужели моя детская впечатлительность? Как бы не так.

Все краски смерти

     Давно, очень давно я не видел игры сделанной с такой любовью и расточительностью. Но каждая секунда, потраченная на невероятные интерьеры, потрясающий сад, статуи, книжные полки, витражи, картины на стенах, ковры, колонны, фантастические своды замка Black Mirror, каждое из этих мгновений окупится почитанием! Можно просто зайти сюда и глядеть. На полотна, на балюстраду, на неприветливое небо - с балкона, и кружащих словно над обиталищем зла, над башней, где писал своё предсмертное письмо Уильям Гордон, огромных чёрных птиц. Каждый из звуков, каждая источающая будто бы газовый, мягкий, но всепроникающий свет, и каждая тень в этом огромном замке. Даже мигающие фонари и лампы (а такие есть повсюду) мигают по-разному. Всё это напоминает тщательность Troika Games, которые изобрели Arcanum. Даже фонари светят очень похоже.
     Может, я старый склеротик, но я не могу (или не хочу?..) вспомнить ни одной игры, где бы так тщательно был прорисован к а ж д ы й экран. Друзья мои, да тут, фигурально выражаясь, плюнуть некуда! Каждый совершенно незаметный закоулочек обязательно чем-то заполнен, заставлен, укрыт или замазан. Аккуратной досточкой, резным узором, роскошной рамой картины, вазой, чайником, слоником на каминной полке, лужей наконец! А что творится на улице! Вся эта среднеанглийская безжизненность старых феодальных усадеб покрыта таким слоем двигающихся веток, коряг, маленьких-грязных-бассейнов, падающих листьев, великолепных дальних планов, серого неба, тихонько резвящихся бабочек! Честно, тут я бы хотел умереть. В тихом величии старой Англии, среди осенних дерев, где гордый безмолвный садовник собирает в мешки листья, медленно и величаво сжигает их, словно топит их тёплым дымом сад; в глубине двора кто-то колет дрова, а потом дворецкий разводит камины этими свеженарубленными поленьями, молча понимая, когда пора принести мне чаю... И это так обычно и так выражает мою сущность... Ну ладно, что-то я увлёкся. Меланхолия накатила, у нас ведь тут тоже осень. И куда более прозаическая.

"Правила виноделов"

     Не носителю языка трудно объективно оценить ударение и нужную интонацию в голосе, именно то, чем так бедны нынешние игры - настоящесть. И всё-таки тому, кто знаком с английской речью (например, по Дживсу и Вустеру и фильмам труппы Monty Python) хотя бы понаслышке, не составит труда уловить фальшь и одеревенелость в голосах актёров, когда они читают текст, не чувствуя ничего ни к своему собеседнику, ни к событиям, просто рубят и рубят... Я знаю, что озвучка оригинальной, чешской версии, была очень хороша, английская же, на мой вкус, д о с т а т о ч н о хороша (иногда, кое-где, кое-кто... поленился быть повыразительнее). Но главное - это отличный кастинг. Для такой тонкой и атмосферной игры, где любая ерунда даст круги на воде, подобрать лучших актёров было очень важно. И сделать это удалось. Больше того, у каждого из персонажей есть собственный характер, они живут и действуют согласно ему (Сэмюэль, например, и вдали от дома не растерял своей высокомерности, - таков он со слугами. А как восхитительны Джеймс, Элеанор и Виктория!).
     То же касается звукового оформления; игровой Оскар, несомненно уйдёт именно Black Mirror - вряд ли имеет смысл перечислять отменный эмбиент, который повсюду вас окружает: треск костра, нежное журчание воды в фонтане, даже звук падающего листа ясно слышится в осеннем воздухе. А завывание ветра в пустом замке? Кажется, до боли знакомый приём, но каков эффект! Скрип половиц, дверей, треск сухих листьев, которые постоянно тревожит, бродя туда-сюда, Сэмюэль, безмолвно кружащие над старыми башнями чернокрылые создания... - всё это стоило немалого труда. И дело не в редкости и необычности подобных звуков в играх вообще, а в том, что здесь каждый из них записан и вставлен именно так и именно туда. Право, даже прерывать иногда повторяющиеся или не важные для дела комментарии Сэмюэля рука не поднимается.
     Чорт подери, как это странно: хвалить то, что здорово. Как будто бы так не должно быть, и на самом деле в правилах создателей игр давно поселилась лень и забывчивость, а сами они никогда не играют в свои творения. Поэтому никак нельзя ограничиться простым "класс!", когда это именно так, когда именно "класс!" - отличное определение! Когда нет причин гундеть и жаловаться, а хочется только воскликнуть "неужели такое возможно?!". Ну да, вот же оно, "живое и светится"!

Пища для ума, отдых ногам

     Тут совсем нет сложных загадок. Самая выдающаяся в этом смысле - текстовая головоломка с постаментами, которые нужно убрать с помощью вращающихся колец, составив из букв слова-отгадки. Все прочие либо чрезвычайно логичны, либо заключаются в поиске полезной точки на экране. Впрочем, - это же расследование, значит, приходится быть внимательнее. А милые действия со спящим котёнком или мышкой, спрятавшейся в брошенном кем-то на полу факеле вообще из разряда plug'n'play, то есть "тронул-поехало". Собирать фотку по кусочкам, письмо (тем же способом), расставлять планеты, даже пятнашки, которые меня всегда пугали какой-то своей безысходностью, всё это - интересно! Пусть ни одна из этих загадок не оригинальна, а часть вообще входит в TOP 10 самых заезженных, я всё равно люблю их, потому что все они уместны. Начиная с планет и заканчивая коварным лабиринтом, в котором никак нельзя заблудиться.
     Честно говоря, меня немного утомляет носиться туда-сюда через полдюжину локаций. Например, чтобы принести нужный гвоздодёр - Сэмюэль отправляется в конюшню, потом обратно. Наверняка найдётся среди очарованных Black Mirror и тот, кто посетует. Но не я. К чему торопиться? Уступчивые разработчики и так уменьшили эти пробежки, позволив пропускать дефиле главного героя от входа до выхода из комнаты, столовой, чердака, сада и прочих мест. Успокаивающая, завораживающая атмосфера острова настоящего средневековья, кажется, уснувшего, но всё ещё способного замедлять ход времени (даже такого, как наше).

"Встань, сэр Пух де Бэр..."

     Я бы не мог ожидать от команды, прежде сотворившей лишь одну единственную игру - Posel Bohu, в духе Индианы Джонса, ничего подобного тому, что увидел. Даже небольшая английская демка и куда большая французская не дают и малой доли бесподобных ощущений, открывшихся мне в Black Mirror. Всё, что вокруг, - лишь слова, проникнув внутрь, вы поймёте, что глупо что-то преувеличивать. Стоит больших трудов удержаться от преуменьшения - не дай бог, воспримите похвалы с опаской... Если б не гром небесный, я бы сказал - "забудьте Gabriel Knight", он в прошлом. Но не скажу. Сэмюэль и не претендует на его лавры, он вполне заслужил свои собственные.

     Оценка этой игры лишь одна - "великолепно". Это где-то между "хорошо" и "божественно". Но куда выше, чем "здорово". Тот редкий случай, когда ожидания оказались куда скромнее, чем их предмет.
     *Сэмюэля поджидает много опасностей, в том числе смертельных... Но нельзя же отменить любопытство, верно? Так что сохраняйтесь почаще.

Чёрное зеркало / Posel Smrti / Black Mirror Чёрное зеркало / Posel Smrti / Black Mirror Чёрное зеркало / Posel Smrti / Black Mirror
Чёрное зеркало / Posel Smrti / Black Mirror Чёрное зеркало / Posel Smrti / Black Mirror Чёрное зеркало / Posel Smrti / Black Mirror

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя