02.05   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales (.PC)
DO MY BEST / tinyBuild, 2023

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Как правильно воровать из книг

Слышали про игру с громким названием "The Bookwalker: Thief of Tales"? Вышла всего год назад после шести лет тяжёлой разработки – при том, что её делали не новички, а хоть и маленькая, но студия "Do My Best", известная по игре про поезд в зомби-апокалипсисе "The Final Station". Идея у игры далеко не новая, но интересная – про вора, который похищает артефакты из книжных миров. Прибавьте сюда визуальный стиль и жанр нарративного приключения, что явно навеяно "Disco Elysium", а также элементы РПГ: крафтинг, боёвка и вариативные диалоги. Многообещающе выглядит. В отличие от многих других отечественных адвенчур, игра поэтому приобрела определённую известность – обзоры на неё публиковали такие именитые ресурсы, как "Мир фантастики", iXBT и Stopgame. Ну что же, я тоже решил ознакомиться, и мнение моё не отличается от мнения других критиков. Хорошо. Но не отлично.

По хорошему, сюжет вам знать не надо, если хотите играть, ну да ладно... Действие происходит в мире, где некоторые люди научились проникать вживую в написанные книги и даже извлекать оттуда дорогие артефакты и барыжить ими на рынке плагиаторов. Назвали их, конечно, сталке... А, кхе-кхе-кхе, нет, это другой сюжет. Назвали их "букволкерами". Один из них, некий писатель Этьен Квист, за серьёзное преступление схлопотал 30 лет отработки и запрет на профессию путём установки каких-то магических невидимых наручников. Сделала это особая писательская полиция – надо полагать, после расследования Книжной прокуратуры, заседания Библиотечного суда и с помощью Литературных приставов. Этьен в отчаянии и решается на опасный ход – по подсказке своего знакомого он устраивается работать на некоего тёмного дельца, который может снять наручники после шести ходок за артефактами, а заодно даёт деньги на прокорм. Нетрудно догадаться, что все пойдёт не совсем по плану, и Этьену придётся очень сильно постараться, чтобы добраться до конца этого сюжета. А поможет ему в этом подобранный говорящий рундук-сундук, в котором скрывается некий похищенный персонаж, давно забывший своё прошлое. И он станет его напарником с новым именем Родерик...

Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales

Как ни странно, перемещаться нашего героя заставляют не в какие-то известные книги типа "Гамлета" или там "Чебурашка ищет друзей", а в современную попсовую фантастику. Что, наверно, логично – по упоминаниям, местные писатели выродились до откровенных плагиаторов и бездарей. Сюжет ни одной книги мы толком так и не узнаем – нас просто бросают в локацию с персонажами, и дальше надо действовать в поисках очередного артефакта. Показанное в этих уровнях на отдельный сюжет не тянет, максимум на завязку. И хотя Родерик иногда даёт детали сюжетов местных книг, в цельную фабулу они никогда не уложатся. Подразумевается, что это неважно для игры. Ну ладно... А что с геймплеем? А тут всё дело обстоит так. Действие проходит в двух режимах. В одном наш Этьен – это стандартный герой от первого лица и без голоса, который ходит по своей квартире и паре этажей захудалого дома. Можно здесь немного – отвечать по телефону, доставать соседей, клянча у них очередной предмет, взаимодействовать с несколькими активными точками. Попадая в книгу, он становится героем в плаще и маске-книжке, действие показывается от третьего лица в изометрии – тут-то и начинается всё самое интересное. К сожалению, вылезать в реал придётся регулярно – нет, не для еды и туалета, а чтобы перетащить в книгу какой-то нужный предмет типа кувалды или огнетушителя. Кстати, протащить в игру самый обыкновенный пистолет, подаренный мафиози, герой так и не догадался – а жаль, игра бы заметно сократилась и стала проще.

Ну, честно говоря, обещанные элементы РПГ прикручены довольно искусственно. Многочисленный мусор, металлом, арматура, верёвки, яблоки, хлеб, кольца и драгоценности (я реально перечисляю стандартные подбираемые предметы) нужны только для нескольких функций. А именно – скрафтить себе чернила для боёв, а также, для проникновения, – кусачки, отмычку и лом. Без некоторых инструментов игру всё равно не пройти, так что выполнять придётся. А обшаривать локации ради дополнительного крафта лома, чтобы вскрыть очередную бочку и найти там тот же захудалый мусор – удовольствие так себе. С боевой немного лучше, но она тоже декоративная – есть четыре функции: оглушение, разрез, поглощение чернил противника, позже появляется щит. Противники весьма разнообразны, но геймплей один и тот же: выбираешь курсором ход снизу, действуешь, пропускаешь ход противника. До выбора хода никто, конечно, не нападёт. Учитывая, что противников суют на каждый уровень, иногда вообще без вменяемого обоснования, а они нередко сильные и их много – побеждать их тупо ради продвижения немного муторно и поднадоедает. Включить фантазию разработчики смогли только на финале, когда нужно пройти длинную череду врагов ради супербосса, и вот тут реально есть разные возможности – проскользнуть, победить, сменить по пути оружие – это гораздо интереснее и действительно придаёт разнообразия и реиграбельности. Ну и конечно, в сюжете целые горные хребты вариативных диалогов, которые абсолютно никак не влияют на основной сюжет, хотя вы и можете менять мелкие действия и закадровую судьбу встреченных статистов.

А в остальном "Bookwalker" – это вполне классический квест-ходилка. Бродим по локациям, отыскиваем нехитро положенные предметы – действие максимально линейное, и возможностей отклониться от заданного пути тут самый минимум. Иногда даются несложные головоломки типа "угадай, какой текст из написанных на стенке нужно сейчас произнести". Или "стань коммерсом и собери десять мешков хабара на постапокалиптическом базаре". Инвентаря при этом нет, пользоваться предметами как хочется, нельзя – можно только нажимать представленные варианты в строке диалогов. Локаций на каждом уровне не очень много, но они достаточно объёмные, так что побегать туда-сюда-обратно придётся, и не раз. Сохранение, как обычно, только автоматическое, так что если вам охота поэкспериментировать с вариациями, которые ни на что не влияют, придётся проходить главу с самого начала. Скажите спасибо, что не всю игру, как нередко делают. В общем – классический "нарративный РПГ", как себя любят гордо называть нынешние трёхмерные квесты, чтобы обмануть потребителя, который в квестах не заинтересован. Только линейный и без вариативного финала. Остаётся, получается, сюжет и его оформление, к которому прикручен геймплей.

И надо признать, сюжет вышел довольно-таки занимательный. Игра идёт не так уж много, как может показаться – на каждый уровень уходит часа полтора, максимум два. Всё же за это время нам показали не так уж мало – шесть разных мирков, кучу диалогов с самыми разными персонажами, местами неплохо прописанными даже в коротких отрывках, немало всяких занимательных идей, которые годились бы и для настоящих книг... Меня, например, позабавила современная индустриальная Скандинавия, где всё носит имена и названия из скандинавской мифологии, даже государства. Наш герой Этьен – классический писатель-неудачник, который грезит новой книгой и должен зарабатывать на хлеб тяжёлой подёнщиной. Букволкер из него откровенно так себе – крутостью не обладает, боевые навыки и проницательность средние, часто склонен к глуповатым поступкам, в чрезвычайных ситуациях действует наобум и далеко не всегда успешно. Единственную девушку и ту потерял неизвестно почему. В общем, серость – такой же человек, как мы и вы с вами. Отсюда и такая популярность игры у тех, кто в неё играл – всегда приятно ассоциировать себя с обычным маловыдающимся человеком, точно таким же, как и мы все. Его спутник Родерик, честно говоря, недалеко ушёл от своего друга, и толку от него даже меньше, чем Пуаро от капитана Гастингса – но в целом парень милый и добрый, только немного бесхарактерный. Есть также много разговоров о писательском долге, литературе, моральном выборе и прочих серьёзных вещах – часто выбор надо делать, и это иногда даже что-то значит для сюжета. Всё это сближает игру собственно с литературным произведением, а не просто очередной игрой.

Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales

Приятно, однако, что в игре с серьёзным сюжетом есть и немало попутного юмора и шуток, видно, что писали люди с интересом и удовольствием. От сюжета и процесса не отвлекает, но немного разбавляет действие. Один уровень, например, это такая лёгкая пародия на Хогвартс – да и вообще, аллюзии на "Гарри Поттера" иногда встречаются, но почему-то сама книга не названа (авторские права Книжной полиции, не иначе). Можно залезать во всякие помещения, помогать или вредить окружающим, собирать лут, копить чернила – с их помощью букволкер может влиять на реальность, переписывая детали. Правда, за это платой будет понижение уровня жизни – который можно повысить с помощью лута. Действие отличают живость, динамизм, правдоподобие персонажей, нестандартность происходящего, некоторые сюжетные повороты, скелеты в шкафу, разнообразие деталей для увлечения игрока – и прочее, и прочее. Если играть именно по 2-3 часа порциями, то даже не устанешь.

Увы, без ляпов и глупостей всё же не обойдётся. Особенно задевает откровенно натужный поворот в середине, в той самой пародии на Хогвартс. Какого чёрта хотел местный преступник со своим артефактом и как можно было так глупо ему проиграть – это вопросы, что останутся без ответа. Кроме того, все происходящие препятствия становятся совсем идиотскими, когда мы узнаем, что букволкер Этьен может, оказывается, перемещаться в РАЗНЫЕ временные линии книг когда захочет, а Родерик – читать сюжет в реальном времени. Борьба за макгаффины откровенно теряет всякий смысл – просто внимательно прочитай книгу, идиот, и прыгни в тот момент, когда до него легче всего добраться, вместо того, чтобы с риском для здоровья изучать местный мир в какой-то случайно полученной точке. Авторы вообще понимали, насколько глупо это выглядит со стороны?

А вообще, хватит похвал. Да, игра затягивает, и проходить её интересно, так как есть оригинальные идеи, красивая графика, изобретательность, а также необходимое количество драмы и юмора в нужных пропорциях. Но вот игра закончена и наступает протрезвление, а в голове возникают примеры десятков более удачных линейных квестов, в которых не было пяти гигабайт трёхмерной рисовки и диалогов, из которых так и не смогли убрать опечатки. И тогда к игре появляется очень много вопросов и претензий. Например, лор в игре отсутствует напрочь. В каком мире и в какое время вообще происходит действие? Антураж дома Этьена напоминает довоенную Европу, но нет – телефон из 1950-х, на кухне современная микроволновка, книги тоже вполне современные. Что творится за окнами нашего дома – мы так и не узнаем. Писатели могут проникать в миры, и... видимо, этим все чудеса данного мира и исчерпываются.

Следующие вопросы. Почему полиция ставит блок на создание новых книг, но не может поставить блок на проникновение в другие? Это всё равно что запретить наркоторговцу выращивать коноплю – вряд ли это его остановит. За Этьеном никто не следит, никто не приходит – заходи в книги когда хочешь, лишь бы никто не видел. Почему из книг в реальность можно вытаскивать предметы и даже людей, но почему-то нельзя вытаскивать самое нужное – деньги, еду, короче, всё, пригодное для жизни? Тогда из книг можно было бы тырить золотые часы и бриллианты, сбывай на чёрном рынке и будь счастлив! Проникновение в книгу – талант или технология? Если технология, то никому работать не надо, всё можно просто написать. Если талант – почему Книжная полиция явно состоит не из бывших букволкеров? И как вообще работает книжный плагиат букволкеров? То есть, артефакт просто исчезает из книги и потом появляется в чужой, и все забывают про оригинал, или что? Ну а зачем ещё может пригодиться в реальном мире меч Экскалибур, годный только рубить железо как дерево? Почему в книги можно ВНОСИТЬ вещи, но их же нельзя потом обратно ВЫНОСИТЬ, хотя можно выносить артефакты? Ну и конечно, сами книжные миры, правила в которых объясняют кое-как, попутно, от случая к случаю, и всякие новые фишки возникают просто так, без особого предупреждения – тоже выглядят недоработанными.

То есть, миры, конечно, очень занятные, атмосферные, любопытные и необычные, но... Давайте посмотрим на них трезвым взглядом. Один мир – это просто пустой особняк с громкой любовной историей в прошлом, где надо выполнить несколько заданий, перемещаясь в разных временных эпохах. Как оригинально, никогда такого не видел – ни в "Day of the Tentacle", ни в "Lost Horizon", вообще нигде... Ещё один "мир" – это просто пародия на Гарри Поттера про загнивающую школу магии в современности. И наконец, остальные четыре построены на одном и том же приёме – "всунем древнюю мистику в индустриальное супербудущее". Как итог – молот Тора работает прессом на фабрике в фэнтезийной Скандинавии с роботами, меч Экскалибур торчит на космическом корабле с очередным поехавшим компьютером (ещё один "оригинальный" сюжет, да...), алхимик пашет на современную мегакорпорацию – в общем, всё в таком духе. Можно было бы проявить фантазию и придумать что-то поинтереснее. Например, путешествие в шесть известных книг типа "Аладдина", у которого можно умыкнуть волшебную лампу и шантажировать джинна. Или показать шесть сатирически обыгранных разных жанров с деконструкцией типа "если изъять главную красотку из любовных соплей, сюжет не поменяется". Или показать шесть книг одного писателя-экспериментатора со сквозными мотивами и натужными самоповторами во внезапных местах. Много чего, в общем, можно было показать. Хотя последний уровень с постапокалиптической пустыней, футуристическими поездами и управляемой погодой выглядит более оригинально – жаль, вселенную эту, как и остальные, не раскрыли.

Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales Bookwalker: Thief of Tales, The / The Bookwalker: Thief of Tales

Да и сам основной сюжет, если присмотреться, не настолько уж оригинален. По сути, это сюжет популярной криминальной драмы, когда человек ради выплаты долгов идёт на авантюрное задание и выполняет заказы, встречает друга и попутчика, к которому привыкает, они проходят через приключения и, конечно, их подставят, чтобы потом после пафосной криминальной схватки главный герой победил главного гангстера, но потерял друга. Серьёзно, я пересказал не фабулу очередного детективного сериала, а фантастической игры про перемещение в книжных мирах! Напомню, что небезызвестный "Пикник на обочине", тоже про ходоков за артефактами в специфическом мире, показывал что-то похожее, но малость поинтереснее. Не так штампованно и с вполне чёткими идеями.

Наконец, ещё хотелось бы узнать, зачем вообще нужен Родерик. От него толку никакого – подсказки даёт откровенно бесполезные и очевидные, диалоги с ним занятные, но не более того, в работе он абсолютно никак не помогает, и вообще – персонаж довольно бледный и невзрачный. Прикипеть к такому можно в основном потому, что других друзей у Этьена всё равно нет. Справедливости ради, в финале нам таки раскроют, кем был Родерик в своей книге – и этот персонаж, которого знают абсолютно все, действительно и в оригинале был достаточно унылым тюфяком, выполняя функцию рассказчика при гениальном друге. Единственное, что более-менее выполняет Родерик – это напоминает о нашей совести и побуждает действовать гуманно и хорошо. Жаль, правда, что это нередко идёт во вред самому же Этьену... Интересу способствует и фишка описывать всё происходящее не от лица Этьена, а от второго лица – "вы подбираете предмет", "вы подходите к прохожему" и т.д. Задаёт возвышенный тон, знаете ли, как в "Planescape: Torment" в своё время.

Чисто технически проект выглядит очень хорошо для уровня маленькой студии, угрохавшей на него шесть лет. Всё сделано в полном 3D, изометрические локации очень небольшие, и их немного, но они хорошо нарисованы и очень детализированы. Музыка и звук тоже квалифицированные. На релизе многие жаловались на ужасные баги консольной версии – но я играл на ПК, и никаких багов, никаких зависаний не нашёл. Графики много, каждый персонаж прописан, уникально нарисован, анимирован и нередко даже имеет иконку в диалогах. Ну, хотя "нередко" – не значит, всегда. Короче, выглядит всё очень красиво и приятно, и видно, что в игру вложен действительно колоссальный труд. Для современных квестов, ушедших в коротыши на двадцать локаций и пять часов геймплея это уровень очень впечатляющей. Если бы я не знал, что игру делала отечественная студия, то даже не заподозрил бы этого. Единственные две неприятности коснулись лично меня. Во-первых, с оптимизацией мне не повезло, игра на моём компьютере слегка тормозила и изображение "плавало" вместе с курсором, так что динамизм игры я оценить не мог. Во-вторых, не понравилось, что озвучки в игре нет вообще – даже в одном-единственном доступном для перемещения сегменте, квартире Этьена. Вместо этого только какое-то однообразное мычание. Смотрится жалко: поверьте, заказать озвучку небольшого количества диалогов на любой звукостудии по силам даже последнему частному лицу, не говоря уже о инди-студии. Ах да, ещё не понравилось, что диалоги сами не пропускаются, и километры текста приходится прокликивать мышкой или пробелом самому.

Что сказать. "The Bookwalker" – игра с очень мощным потенциалом, который так и не реализовали до конца. РПГ-элементы оказались маскировкой линейности, миры вышли куцыми, да и вообще, в проекте не чувствуется цельности и прорыва. Закрученного и необычного проекта, этакого "Planescape: Torment" от мира квестов не вышло. Даже своего "Disco Elysium" не вышло. С другой стороны – великолепная графика, огромное количество интересных идей, литературно прописанные сюжеты и диалоги и целое море реалистичных персонажей не могут не впечатлять. На общем безрыбье это безусловная художественная удача, которой никто не ждал. Так что это очередной пример того, что хорошую игру действительно можно создать, если ты будешь стараться и иметь талант. И по-моему, эта игра достойна большего внимания, чем очередной банальный сырой и недоделанный продукт ААА-класса, за который требуют втрое больше, чем он заслуживает.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя