Крутые из пробирок, или Детектив по мотивам
Если оттащить от компьютера какого-нибудь заядлого стрелялочника или стратега, прислонить к стенке и страшным голосом спросить его, почему это он, подлец, не хочет играть в квесты, сколько-нибудь вразумительного ответа, скорее всего, не последует. Жертва будет что-то блеять о дебильных загадках, отсутствии логики, о том, что не хочет она, видите ли, вести долгие беседы с говорящими головами и тыкать инвентарь в каждую дырку, что FMV - мастдай, а двухмерная анимация слюнява и ненатуральна. То есть выскажет свои претензии к тому, КАК устроены квесты, а вовсе не к их сути и содержанию. До этого дело просто не дойдет.
Возрадуйтесь, гяуры: специально для вас фирма Westwood Studious (публикатор - Virgin) наконец-то выпустила обещанный хит сезона - игрушку Blade Runner, сделанную по мотивам одноименного культового фильма 80-х годов. Задолго до выхода все уже знали, что Blade Runner - то, чего мы так долго ждали, то что сумеет вдохнуть жизнь в угасающий жанр. Реклама шумно обещала нам торжество экшена в квесте - полное 3D, реальное время и суперинтеллектуальных персонажей.
В игре нет видео, нет обычной мультипликации, нет говорящих голов, нет ненавистного инвентаря. Зато в ней есть крутой небритый 3D-герой, вытаскивающий пушку почти так же часто, как и портативный компьютер, его не менее резвая подруга в черных очках и разговоры вроде "Ну что ты уставился на мою задницу? - Но я же не могу сделать с ней ничего другого! - А ты разве просил?". В ней есть драки, стрельба, погони и полеты на мощнейших машинах, есть коварные злодеи и их сексапильные жертвы.
Потом начинается игра. Лос-Анджелес 2019 года выглядит не особенно приветливо (вот ужас! ведь почти у каждого из нас есть шанс дожить до этого мрачного времени!). Представьте себе: вечная темень, непрекращающийся дождь, земля и вода отравлены радиоактивными отходами, искусственные животные, соевая еда, ободранные здания - что называется, "без излишеств", зато с непонятными батареями и кабелями в самых неожиданных местах.
Этот набор отвратительных примет ближайшего будущего уже настолько навяз в зубах, что лично я почти уверена, что так оно и будет: согбенной радиоактивной старушкой я буду вылезать на крышу родной трущобы и плестись под проливным дождем к своим летающим "жигулям", чтобы смотаться в Чайна-таун (который, в соответствии с процентным соотношением китайцев, покроет к тому времени доброю половину Земли) и пощелкать вставной челюстью над тарелкой с вонючей соевой жижей, долженствующей изображать суп из морепродуктов. Никогда еще будущее не казалось мне столь мрачным (кажется, это цитата)!
Однако наш герой - храбрый охотник за роботами, - похоже, другой реальности не знает и вполне доволен тем, что у него есть. А есть у него верный пес (живой и потому безумно дорогой), трущобного вида квартирка и родное полицейское управление, где он может всласть пострелять в тире, пообщаться с суперкомпьютером, подследственными, начальством и лабораторией, а если повезет, то и с красоткой-напарником, самой живой моделью в игре - стеклянные глазки спрятаны за темными очками, а плавная с заносом в метр походка прилагается по определению.
И представьте себе, находятся такие гнилые интеллигенты, которые псевдочеловеков жалеют и организуют на праведную борьбу, да еще и нас пытаются распропагандировать, сидя при этом за решеткой (и что самое интересное, мы вполне можем им поддаться). Отличить репликанта от человека проще простого - для этого есть специальная портативная машина, измеряющая реакцию подопытного на всякие неприятные вопросы, только вот заставить подозрительную личность пройти этот тест очень непросто - кому захочется расставаться с жизнью, пусть даже и искусственной! Так что работа нашего героя сопряжена с изрядной долей опасности (что естественно для суперсовременной игрушки), а также менее современным долгим и кропотливым трудом.
Все добытые вами улики заносятся в компьютер, а затем их следует анализировать и группировать. Анализом мусора с места преступления занимается, естественно, полицейская лаборатория, а фотографии вы разглядываете сами, добывая из них с помощью суперкомпьютера малозаметные детали.
Вам это ничего не напоминает? Вспомните Spycraft, к примеру... Ничего не поделаешь - перед вами самый что ни на есть настоящий полицейский симулятор, но очень большой и сложный. Преступления репликантов и их неразборчивых в средствах оппонентов множатся с устрашающей скоростью, досье на преступников пухнут на глазах, коллекция улик переливается через край, а на карте высвечиваются все новые злачные места, требующие вашего немедленного прибытия.
Сначала я изрядно нервничала, сохраняя и повторяя эпизоды с максимальной скоростью, но скоро поняла, что все это - суета сует. Реального времени в игре нет и быть не может, потому что нет часов и нет и намека на смену дня и ночи. Время в игре течет так, как этого хочется ее создателям, то есть по большей части совсем никак и никуда не течет, а смирно дожидается, пока мы справимся с очередной задачей.
Самый забавный пример - со взрывом бомбы. Вроде бы она с часовым механизмом, но сколько бы мы ни ходили вокруг здания, в котором она тикает, бомба не взорвется, зато если мы войдем внутрь, то действовать надо будет быстро. И опять-таки, если мы просто войдем и выйдем, то она взорвется, но попозже (думает, наверное, дурочка: "А вдруг они еще раз туда сунутся?"). Что же касается необходимости сна для перехода от одного эпизода к другому, то это уже давно, задолго до Blade Runner придумали. Так что в этой игре "ощутим элемент действия в реальном времени" - и не более того! Не могу, конечно, удержаться и не напомнить всем, всем и всем, не игравшим в замечательную игрушку The Last Express, что это и есть единственный пример адвенчуры в реальном времени от начала и до конца - первый, и пока единственный.
Город Лос-Анджелес, оказывается, густо населен всевозможными страннейшими типами, которые шатаются по улицам, сидят в забегаловках, то есть ведут себя, как обычные люди. И с ними вполне можно поговорить. Вот только что эти мирные обыватели вам ответят? Представляете придурка, который пристает на улице к обкурившемуся панку с вопросом "Вы употребляете наркотики?", или к детине явно криминального вида с предложением помочь полиции... Ясное дело, ответа вы не дождетесь, или получите вместо него не относящийся к делу треп. Хотя, конечно, приятно, что мы не совсем одиноки в этом враждебном мире.
Правда, бывают накладки. Наша напарница тоже иногда шатается по улицам в виде "необязательного" персонажа. Забавно, когда она проходит мимо, не замечая ни нас, ни своего главного подозреваемого, поимкой которого она займется несколькими минутами позже и совсем в другом месте.
У основных героев, впрочем, мозги устроены гораздо тоньше. Любая вариация в вашем поведении может изменить ход игры. Не найденная вовремя улика, неправильно заданный тон разговора - и реакция собеседника может измениться, так что сохраняйтесь почаще и пробуйте варианты - иногда получается забавно.
Глядишь, потом они и саму конфетку под названием "квест" раскусят, подобреют, станут адвенчуры покупать...
Рейтинги:
графика 85%
звук 70%
сюжет 85%
интересность 87%
Системные требования:
Pentium-90, 16 Мб RAM,
4-скоростной CD-ROM, Windows 95/MS-DOS