17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Laura Bow: The Dagger of Amon Ra (.PC)
Sierra On-Line / Sierra On-Line, 1992

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Финн.

Laura Bow-2. Плохая хорошая игра

     Возьмем, к примеру, такой случай. Маленький мальчик решил порадовать маму и убраться в квартире к ее приходу. Но ненароком в процессе уборки разбил хрустальную вазу, которую подарили на юбилей дедушке.
     Что теперь прикажете делать маме? Ругать нерадивого сынка? Так ведь из добрых же побуждений старался. Хвалить? А вазу-то не склеить...
     О, знали бы вы, как я сейчас понимаю несчастную маму, терзаемую противоречиями! А виной всему - сиерровский квест Laura Bow: the Dagger of Amon Ra.

Боу, Лора Боу

     Для начала позвольте представить вам главную героиню. Знакомьтесь - Лора Боу, умница-красавица, сочетающая в себе пытливый ум, унаследованный от отца-полицейского, и дар ввязываться в разного рода сомнительные мероприятия, свойственный, впрочем, почти всем барышням ее возраста (следуя этикету, обозначим ее возраст как "слегка за двадцать"). Подобный тип героини хорошо известен отечественным читателям и зрителям благодаря всяческим Виолам, Евлампиям и прочим Даздрапермам (к счастью, на этом сходства игры с произведениями "самых читаемых писательниц России" заканчиваются).
     Не так давно мисс Боу уже имела сомнительное удовольствие побывать в усадьбе престарелого полковника на званом ужине, который плавно перетек в кровавую резню, к исходу которой в живых осталась едва ли не одна Лора, о чем достаточно красноречиво повествуют события первой части игры. Другая бы на ее месте провела остаток дней в психиатрической лечебнице, но дочери полицейских отличаются не только умом и сообразительностью, но и крепкими нервами, поэтому, трогательно попрощавшись с отцом, юная искательница приключений покидает Новый Орлеан и отправляется покорять Нью-Йорк, чтобы начать там карьеру журналиста.
     Спасибо надежным папиным связям, первое задание в качестве репортера не самой плохой газеты не заставляет себя ждать - из музея похищен кинжал Амон Ра, недавно привезенный из Египта. Под видом журналистки, освещающей скучный официальный прием, посвященный открытию грандиозной экспозиции (помимо сакрального кинжала из Египта привезли еще много интересных вещей) щебетунья Лора проникает в музей. И тут...

Осторожно, двери закрываются!

     Вы посмотрите, какая замечательная компания подобралась! Заносчивый и самодовольный археолог, обнаруживший кинжал и привезший его в Америку; египетский профессор, убежденный, что святыня должна быть возвращена на родину; молодой египтянин, уже давно живущий в Нью-Йорке, но полностью разделяющий мнение своего земляка; дамочка весьма нетяжелого поведения с сомнительным прошлым, которая льнет ко всем мужчинам на банкете; ее давний знакомый, мелкий уголовник, готовый за умеренную плату поделиться информацией как с полицией, так и с репортерами (он-то что здесь делает?); вдова прежнего директора музея, скончавшегося при странных обстоятельствах (кстати, почему знакомство с ней так яростно отрицает нынешний директор музея?); мрачная женщина-египтолог, чье увлечение могилами и шрамами порой наводит на нехорошие мысли; художник, вынужденный из-за финансовых проблем работать портовым грузчиком; детектив, расследующий кражу кинжала, и, наконец, охранник Вольф, фанат оружия и нестандартных методов ведения допросов, облаченный в немецкую военную форму. Разумеется, у каждого из них был свой мотив похитить кинжал, и, разумеется, как минимум один из гостей не доживет до окончания банкета.
     Замкнутое пространство, ограниченный круг подозреваемых, который, к тому же, стремительно сужается за счет "переквалификации" многих подозреваемых в жертвы - ситуация, отлично знакомая каждому по классическим детективам Агаты Кристи. Пусть завязка не блещет оригинальностью, но зато действует на игрока примерно так же, как на любителя ролевых игр известие о том, что на безымянную деревушку вдруг стали нападать орды гоблинов, в лесу объявилась шайка неуловимых разбойников, а на местном кладбище зашевелились покойники. Старо, как мир, но аромат начала большого приключения приятно щекочет нос. Что там дальше?
     А дальше - первый труп, обнаруженный нашей любопытной героиней, и зычный голос детектива: "Прошу никого не покидать помещение!"

Что вы сделали...

     А теперь о грустном. Потому что, начиная с этого момента, игра потихоньку начинает разваливаться.
     Решение загадок (традиционно качественных и интересных), сбор улик, раскрытие тайн, погребенных в темном прошлом и грязном настоящем персонажей, распутывание клубка сложных взаимоотношений всех тех, кто сегодня оказался в музее, подслушивание и подглядывание вскоре перестают приносить радость, потому что продвижения по сюжету не вызывают никакого.
     Если вы не успели поговорить со всеми гостями во время банкета, смиритесь - вам вряд ли удастся наверстать упущенное (многие персонажи, видимо, где-то прячутся, терпеливо ожидая, когда же их убьют, лишая нас радостей человеческого общения, а те же, кто изредка нам встречаются, крайне неохотно беседуют с нами и мысленно, похоже, пребывают с теми, кто прячется, ибо их ответы на многие вопросы совершенно не трансформируются в соответствии с ситуацией). Сюжет чугунными шагами движется от одного убийства к другому, а игра, несмотря на классическую завязку, антураж и даже время действия (1926 год) вскоре начинает напоминать вовсе не детективы Агаты Кристи, а современные молодежные ужастики, вроде "Городских Легенд" или "Я знаю, что вы сделали прошлым летом".
     Да и главный злодей имеет гораздо больше общего с маньяком, чем с честным преступником. Маньяка в убийце выдают и любовь к стильному прикиду (черный плащ с капюшоном, пластмассовая маска-череп отсутствует), и изощренные способы убийства. Ну согласитесь, разве не маньяку пришло бы в голову пригвоздить жертву к полу фигурой птеранодона (да, господа, птеродактиль выглядит совершенно иначе), а отрезанную голову бедняги (не пожалел ведь сил и времени!) выставить на всеобщее обозрение в другом павильоне, или, к примеру, насадить другую жертву на чучело дикобраза (нет, рот стэплером в другой игре запечатывали). Вообще, по количеству нарисованной крови, заливающей экран, игра оставляет далеко позади какой-нибудь Gabriel Knight: Sins of the Fathers (слово "какой-нибудь" в данном случае не имеет уничижительного оттенка, GK я считаю непревзойденным шедевром в жанре мистического детектива). А уж когда ближе к финалу дело доходит до игры в догонялки с маньяком (маньяк, разумеется, водит) не узнать в Лоре "девушку из дома напротив", которая кричит, бегает, выбрасывая ноги в разные стороны, и прячется от маньяка в кладовке, невозможно.
     О том, что перед нами все-таки детектив, нам напомнят в самом конце, когда Лора, отвечая на вопросы полиции, должна будет (не без нашей помощи, разумеется) назвать имя таинственного убийцы и похитителя. Вот тут-то вам и пригодится все, что вы успели (или не успели) нарыть в течение игры.
     Дело в том, что создатели, как и в первой части, подарили нам некоторую свободу действий и даже какое-то подобие реального времени. Нет, ставить игру на паузу, отлучаясь попить чайку, вовсе не обязательно. Для того, чтобы стрелки часов передвинулись, необходимо совершить определенные действия. Но, помимо основных, в каждом временном отрезке есть масса действий необязательных. Так, оказавшись в нужном месте в нужное время, мы можем подслушать разговор двух персонажей, стать свидетелем любовной сцены или подкараулить кого-нибудь за каким-нибудь нехорошим занятием. К тому же, пока еще живые гости тоже не сидят на месте, а перемещаются по музею. Казалось бы - красотища!
     Но не тут-то было. Ибо свобода действий вступает в жестокое и, увы, неразрешимое противоречие с линейностью сюжета. Персонажи могут мучительно долго апатично прогуливаться рядом с обезглавленным трупом, но никто не подаст виду, что заметил его, пока на визг Лоры не сбежится весь музей. Бравый охранник, не упускающий случая обвинить несчастную журналистку в убийстве и периодически выгоняющий нас из комнат, в которых нам не положено находиться, никак не реагирует на появление в этих комнатах трупов. "Не верю!" - как кричал старина Станиславский, ударяя тростью в деревянный пол. Не верю. Атмосфера игры безнадежно загублена. Я уже не прогуливаюсь по гулким залам зловещего музея, а сижу в своей комнате, играя в игру, пусть и весьма неплохую.
     Не добавляет игре атмосферы и юмор. Нет, юмор - это, конечно, прекрасно. И ироничные диалоги, и комичные характеры многих персонажей - все это придает игре определенный шарм, превращая ее в эдакий иронический детектив (в хорошем смысле этого слова). Но временами предельно допустимая концентрация юмора в такого рода играх превышается в разы, и игра превращается в комедию. Особенно это касается "пасхальных яиц" и аллюзий к другим сиерровским играм. Если написанный иероглифами призыв покупать продукты Sierra выглядит как остроумное "яйцо", то заспиртованный в подвале король Эдвард в мантии и короне слишком уж бросается в глаза. Извините, я не могу серьезно воспринимать игру, в которой имеет место быть заспиртованный... король... Эдвард!
     Да и финал игры несколько смазанный. После того, как юная Лора правильно ответит на все вопросы и сдаст убийцу (вытащив при этом из рукава такой козырь, неизвестный ранее игрокам, что становится непонятно - с какой вообще целью проводилось это дознание), нас ждет лишь благодарность и повышение по службе. Никакого классического рассказа о том, что, как и почему. Многое, если не все, простил бы игре за старое доброе "Это элементарно, Ватсон!" или исповедь загнанного в угол злодея.

Бить или не бить?

     Отдавая должное создателям игры, я не перестаю задаваться вопросом - что помешало им подправить очевидные ляпы? Ведь можно было всего лишь подкорректировать маршруты гостей, внести изменения в реплики диалогов, добавить в финале рассказ о том, что же произошло в музее, - и игра превратилась бы в шедевр. Ведь были же и яркие персонажи, и закрученный сюжет, имеющий несколько побочных ответвлений, и атмосфера, и загадки, и музыка (ах, какая там музыка!), и...
     Наверное, слишком я к ней суров. Но и меня можно понять - игра явно слишком хороша для проходного середнячка, но и недочеты, присутствующие в ней, слишком серьезны, чтобы просто закрыть на них глаза. Второй день мне покоя не дает.
     А знаете, ведь пройдет совсем немного времени - и забудутся недочеты и ляпы, а в памяти останется только хорошее: неожиданные повороты сюжета (ведь были!), наиболее удачные загадки, атмосфера, которая уже не будет казаться безнадежно загубленной, и приятное послевкусие, оставшееся от прохождения. Потому что делали игру с душой, с любовью к своему детищу. А за это можно простить многое.
     Так что не ругайте вы, мама, сынка. Он же как лучше хотел.

Laura Bow: The Dagger of Amon Ra Laura Bow: The Dagger of Amon Ra Laura Bow: The Dagger of Amon Ra
Laura Bow: The Dagger of Amon Ra Laura Bow: The Dagger of Amon Ra Laura Bow: The Dagger of Amon Ra

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя