28.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Mathica
(Математикус) (.PC)
Ruske & Pühretmaier / Heureka-Klett, 2002
МедиаХауз / МедиаХауз, 2004

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Lonesome.

Мялась Мята

     Малыш, рождённый в Замке Чисел под именем Нумерус, вырос в гениального и порядком сдвинутого математика. До самой своей смерти он пытался доказать конечность числа Пи - так и умер с карандашом в потных ладошках, не прознав, что его собственная благостная мамочка нашла формулу, один взгляд на которую мог вызвать у него глуюокую депрессию, а у игродевелоперов убить самую идею сделать игрушку про это. Но... всё повернулось иначе - сумасшедший учёный, не добившись своей цели при жизни, почив, превратился в призрака и стал слоняться по своему замку, проклиная злую судьбину. Но его математическая мечта осталась жива! Нумерус заставил собственную падчерицу довершать начатое. Посадил бедняжку за столик, за расчёты... Маялась Матика, маялась, пока на дороге, ведущей в пустынный городок где-то в американской глуши не появились мы - квестоманьяки, вооружённые романтическими предчувствиями, вагоном терпения и небольшой книжкой "Занимательная Матика". Ну и угораздило же девчонку родиться под таким именем...

Адаптация Приключения

     Что ж, вот я и в Матике. Для начала замечу, что сами по себе паззлоиды неинтересны, если в них нет пищи для воображения. В Матике такой пищи не хватает, потому что завязка истории - это единственная история, которую вам расскажут в течении всей игры. Остальное - очень длинный, а местами даже интересный, но всё-таки ряд паззлов. Причём почти все они так и сяк повязаны с числовыми задачками, которые сам граф Примус повсюду и накидал. Да так, что большая часть прихожан из города свалила, а те, что остались, мне представляются ещё более безумными, чем сам Нумерус. Впрочем, когда вы их увидите, сами поймёте.
     Игровая логика не ахти какая изысканная. Минимум одно гениальное по степени издевательства местечко вам встретится непременно. Не хочется спойлерничать, поэтому получайте удовольствие самостоятельно. Обращу внимание лишь на одну мелочь - герой, то есть вы, появляется в городе словно бы из воздуха. Железнодорожный вокзал находится на другом конце города. Возможно, в Намбервиль просто не ходят поезда?
     Большинство паззлоидов имеют вид от первого лица (как и Матика или, например... Тетрис), очевидно, затем, чтобы ввести вас в мир таким, какой вы есть, без необходимости придумывать ваш образ. Часто это оправдано - в Матике именно такой случай. Вас призвала какая-то сила, чтобы помочь бедной девчушке вырваться из призрачных лап её отчима. Так что вы это вы, а, если верить зеркалу, вы в игре - это бестелесный дух, а-ля Скиннер... Если хотите, вы ангел, который прилетел спасти принцессу. Мне даже самому полегчало от этой мысли.
     Если в некоторых предыдущих творениях образовательного толка, изданных Klett - например, Химикусе, вам показывали слайд-шоу в ходе перемещений, тут несколько иначе - вы просто переноситесь из точки в точку, получая новую перспективу, новый вид на окружающее. Взгляд фиксирован - так что картинка крайне чёткая и приятная. И не подумаешь, что это движок Macromedia и что бюджет у игры довольно скудный - так всё замечательно нарисовано и кое-где даже анимировано весьма старательно. Хотя, по обыкновению, оформительская часть всегда выходит у игроделов более совершенной, чем та, другая, которая и привлекает квестоманьяков больше всего.

В Погоне за Знанием

     Сразу по вашем появлении вам становится доступен почти весь город, хотя бы и в запертом состоянии. Вам сразу выдают карту местности, где помечены все домишки. Однако, основательно побродив по миру, вы понимаете, зачем в принципе в больших играх придуман дневник или телепорты. На всякий случай предупреждаю: приготовьте тетрадку - предстоит много чего записывать.
     Да, разработчики не стали вводить никакого дневника, не стали окучивать возможности картографии (нанося на карту хотя бы имена и номера домов, которых вы постепенно наобнаруживаете целую кучу) и мгновенно перемещать вас в тот кусочек мира, куда вам вдруг захотелось. Ну, захотелось - потерпи. Ближе к реальности надо быть... Но ведь игра занимательная не потому, что она занимает время, мне хочется думать иначе - что она занимает мои мысли, моё воображение. Время всегда работает против, - чем дольше я туда-сюда гуляю или бьюсь над загадкой, тем становится томительнее и тем больше я жажду поскорее закончить этот возрастающий кошмар. По счастью, заблудиться в Матике невозможно даже в лабиринте (и всего с одним куском его карты, второй всё равно выдают слишком поздно, чтобы им попользоваться), а загадки решаются если не сообразительностью, то подглядкой в справочные склады, которые, хоть и невелики, потребности игры вполне обеспечивают - на то они там и положены.
     Головоломки в подавляющем своём числе придуманы затем, чтобы запечатать собою очередной замок, чтобы тот некоторое время (пока я думаю, что с ним делать) не пускал меня дальше. Всё в этом пустынном городишке (а потом и в замке Профессора) работает на запоры. Захочешь войти в домик или склепик - изволь заполнить магический квадрат, вставить нужные числа в равенства, разложить бумажки из формы Яйца в форму Цыплёнка, и так далее.
     Если уж обратиться к обучательной способности игры, смею заметить, что она есть. Но Матика это не школьный урок и не учебник, в лучшем случае - она побудит вас подольше полазать в местном справочнике или даже за его пределами - например, закупить уже в реальном мире какой-нибудь "Сборник Занимательных Задач". Глядишь, из серого ребёнка неожиданно пробьётся росток таланта, и он примется глотать знания пивными кружками. Всё может быть.
     Энциклопедия и правда весьма занимательная - не зря я битый час в ней ковырялся перед тем, как войти в игру. К несчастью, раздел, посвящённый шифрам (который как раз самый интересный), занимает всего страничку, зато уравнениям уделено слишком много места. Если уж R&P решили поучить дитя за игрой, следовало бы знать, что оно (т.е. дитя) не станет углубляться в эти дебри. Когда я читаю историю про раннюю гениальность Гаусса, мне интересно. Я слушаю эти бредни, приправленные пафосом и излучающие аромат древности, и одновременно замечаю формулу расчёта суммы числового ряда, основательно забытую мной лет примерно -дцать тому назад. Числа Фибоначчи, конечно, не имеют никакой ценности для ученической судьбы ребёнка (от 10 до 90 - кажется так позиционируют свои продукты в Klett?..), но судьба тех несчастных, что тёмными ночами, вдыхая смрад масляной лампы, корябали бумагу, чтобы отыскать что-то совершенно бесполезное в бесконечном потоке чисел, начинает меня беспокоить, когда я слышу историю об этом.
     Та же заметка про шифр, который изобрёл Цезарь, невольно вызывает в моей памяти машинку Энигма и даже манускрипт Войнич - самый хитрый шифрованный документ. Может быть, и впрямь не стоит отбирать хлеб у книгоиздателей и перепечатывать объёмистые тома о математических феноменах (а также анекдоты про математиков) в тесно зажатую бюджетными рамками игру, где это богатство всё равно никто специально искать не станет. Мне просто хотелось бы, чтобы всё, что таки перенесено - было превращено в конфетку, которую и после снятия фантика жаждалось бы съесть. К чести создателей, им это почти удалось. Собранные в "зелёной книжке" тексты, за редким исключением, читать довольно занятно - благо, львиная доля их именно о числовых и геометрических феноменах. К тому же оформлена энциклопедия с претензией на стильность, которая, перенесясь и в игру, становится почти что фишкой. Типа "загружаю данные" ... "ура, загрузилось!" Опять же, цветовая гамма не самая худшая.
     Беда этой номинально неигровой части - голос диктора (кстати, тот же, что в русском Фаусте "играл" за автора), его никак невозможно выключить именно там, где он надоел - изволь за этим лезть в общие настройки.
     Тогда как многие сетуют в таких случаях на нелогичность, я посетую на неадекватность "загадок" и решений. Даже не загадок, а простых действий, вроде топления ключа в казане и его вытаскивания голыми руками, или непропорционально значительные проблемы с пересечением водных препятствий, которые можно попросту перепрыгнуть. В одном случае герой получает некую сверхсилу - нечувствительность к боли, в другом - его внезапно изъедает адинамия, немощь. Это, конечно, мелочи, но я в который раз вспоминаю фразу: "нет ничего важнее мелочей!"

Красота!

     Игра не умеет выставить монитору свои условия - запускается в маленьком окошке, если привычное вам разрешение больше 800х600. Впрочем, причина этого очевидна - Матика разработана при помощи Macromedia Director. Поскольку менять настройки экрана я не собирался, пришлось привыкнуть к окошку. Хотя иногда это и неудобно - например, найдя две части карты, я до самого столкновения с более заметным её обрывком, и не подозревал, что это такое в моём инвентаре зеленеет... Это, разумеется, на совести разработчика - было бы умно сделать комментарии для каждого подозрительного предмета. Я это называю "click and blick" или "навёлся и развёлся". Например, наведя мышь на этослово, вы получите достаточно внятный коммент. Красиво и целесообразно, правдав едь?
     Интерьеры в игре весьма, даже слишком богаты. Но из всего многообразия предметов на экране лишь один-два оказываются полезны. Столь насыщенное пространство зря пропадает. Даже как-то непривычно - пропадает и натренированная мышевозильная способность. Пиксель-хантинга маловато, но, может, это и хорошо? К примеру, чтобы сломать доски, вам не нужно искать у них слабое место, достаточно навестись примерно в них специнструментом. А чтобы заметить любую из запрятанных записок, достаточно бегло осмотреть комнату. Правда, есть одно место, которое я не сразу обнаружил именно из-за узкой активной области, но это не правило для Матики. Здешние задачки всегда можно решить, слегка почесав за ухом. В крайнем случае, простым перебором, как сделал я в двух местах игры, когда мне это показалось более простым решением, чем поиск кода. Будьте уверены, Меркурием тут никто не пользуется.

     Матика не обладает крепким сюжетом, обильным общением с персонажами (тех, что тут есть, просто убил бы), это не сказка, тут не нашлось оправдания для романтической подоплёки, что немедленно родилась в моём сознании. Нет тут и загадок, неразрешимых на первое же мудрёное утро. Хотя, если вы настолько расслабитесь, что позволите втянуть себя в этот мир с головой, вас ожидает challenge, достойный школьника старших классов. В конце концов, Матика это красиво оформленный паззлоид, такие тоже иногда бывают полезны. Не каждый же день вам в квесте предлагают решить систему уравнений... Да и не каждый квест в интернет ломится, когда его не просят. Есть, право, в этой чудиле какая-то загадка.

Математикус / Mathica Математикус / Mathica Математикус / Mathica
Математикус / Mathica Математикус / Mathica Математикус / Mathica

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя